Часы в музеях мира - Музеи Московского Кремля
"Среди богатых и разнообразных собраний декоративно-прикладного искусства Государственных музеев Московского Кремля большой интерес представляет коллекция старинных часов, исполненных русскими и иностранными мастерами. В это собрание включены первоклассные образцы часового искусства крупнейших мастеров Германии, Франции, Англии, Швейцарии и других стран Западной Европы. Они позволяют проследить не только технические изменения в часовом производстве на протяжении XVI-XIX веков, но и смену художественных стилей, отразившихся в декоративном оформлении изделий. Особый интерес в коллекции музея представляют карманные часы. В этой отрасли художественного ремесла замечательным образом слилось воедино искусство часовых дел мастеров и искусство ювелиров.
Первые работы иностранных часовщиков появились на Руси в XVI веке. Вместе с драгоценной посудой, парадным оружием, роскошными тканями и сёдлами часы присылали в качестве посольских даров русским царям. Эти памятники искусства, осевшие в царской казне, составили основу музейного собрания часов, значительно пополнившегося после Октябрьской революции за счет поступлений из частных коллекций дворцового имущества, кладовой Московского ювелирного товарищества.
Некоторые виды часов, такие как солнечные и водяные, были известны людям с древнейших времен. Появление небольших часов индивидуального пользования стало возможным лишь с момента применения в их механизме ходовой пружины. В начале XVI века Петр Генлейн из Нюрнберга исполнил несколько пружинных часов. Вскоре их стали делать в Аугсбурге и в Праге. В XVI столетии образовались центры производства часов в Блуа, Париже, Лионе, Лондоне, Амстердаме и в других городах Западной Европы. Тенденция к уменьшению размера пружинных часов привела к созданию во второй половине XVI века миниатюрных карманных часов, хотя название «карманные» довольно условное, так как в тот период и позднее часы, подвешивая на цепочку, носили на шее. Ранние экземпляры карманных часов имели лишь одну стрелку - часовую. Время обозначалось римскими цифрами, нанесенными на металлическую пластину циферблата. Циферблатного стекла еще не было. Стрелку предохраняла глухая крышка, которую нередко, как и весь корпус часов, делали из горного хрусталя или топаза. В музейной коллекции образцом такого рода изделий служат часы немецкого мастера П. Хееле и французского мастера П. Купе. В том случае, когда корпус часов изготавливали из металла, например из золоченой меди, на крышке выполняли прорезной орнамент, который одновременно и украшал предмет и позволял сквозь отверстия ажура видеть движение стрелки. Несмотря на то что циферблатное стекло широко вошло в употребление с середины XVII века, но и во второй половине столетия встречались изделия с подобными крышками, примером тому могут служить часы в форме тамбурина, выполненные французским мастером Гэ.
Ранние образцы карманных часов отличались разнообразием используемых материалов, форм, приемов декора. Их делали восьмиугольными, овальными, прямоугольными, в виде книги, бутонов цветов, фигурок животных. Исполненные в форме черепа или креста, они должны были напоминать носящему их человеку и окружающим о быстротечности жизни. Принято считать, что часы-крест изобретены парижскими мастерами в середине XVI столетия. Они известны под названием «часы аббатисы» и предназначались для священнослужителей. Обычно их украшали сцены из жизни Христа или на библейские сюжеты.
Карманные часы - результат совместного труда часовщиков и ювелиров. Гравированные, черневые, эмалевые орнаменты и фигурные композиции, покрывающие поверхность изделий, выполнялись мастерами с гравюрных образцов. Декоративное оформление часов должно было соответствовать стилю, господствовавшему в прикладном искусстве в тот или иной период.
В коллекции музея Кремля хранятся часы начала XVII века с необычайно красивыми изображениями аллегорий Мудрости и Правосудия, птиц и растений, выполненными в типичной для того времени технике выемчатой эмали. На внешней стороне створок помещены камеи на раковине с портретом императора Фердинанда II. Эти часы - великолепный образец ренессансного стиля - из собрания А. И. Мусина-Пушкина. Ренессансный характер носит также гравированный декор на часах парижского мастера Барбере.
На протяжении XVII столетия в силу ряда причин первенство в европейском производстве часов переходило от одного центра к другому. События Тридцатилетней войны (1618-1648) подорвали былую мощь часового дела таких городов Германии, как Нюрнберг и Аугсбург. В начале XVII века французские часовщики не имели себе равных. Но после окончательной отмены Нантского эдикта в 1685 году многие известные мастера-протестанты покинули Францию и эмигрировали в Англию и Швейцарию, где в немалой степени способствовали оживлению часового ремесла. К 1700 году первенство в мировом производстве часов перешло к этим странам.
В течение XVII столетия произошли изменения и в устройстве самих часов. В 1657 году голландский ученый Христиан Гюйгенс, основываясь на теории маятника, впервые применил ее на практике для регулировки хода часов, что повысило их точность. После 1650 года в часах появляется минутная стрелка, а на циферблатной пластине второй ряд арабских цифер - для обозначения минут. Во второй половине XVII столетия форма карманных часов становится более привычной для нас - круглой. Правда, это не означает, что все часы, выпускаемые в то время, имели минутную стрелку и были круглыми. Среди музейных экспонатов есть великолепный образец работы парижского мастера А. Бретонно - часы квадратной формы с одной стрелкой и хрустальной крышкой вместо уже ставшего привычным во второй половине столетия циферблатного стекла. Часы украшены голубой эмалью, алмазами, накладным растительным орнаментом из золота.
Применение с последней четверти XVII века в механизме часов спиральной пружины повлияло на форму корпуса - он стал более выпуклым, поэтому часы называли луковицей. Тогда же к часам стали делать футляр, что привело к повышению доли труда золотых дел мастеров.
Старинные часы дают наглядное представление об удивительном желании мастеров украсить все части изделия, включая головку заводного ключа, а также пластину, прикрывающую механизм и носящую название «личинка». Обычно личинки декорировали ажурным орнаментом, но нередко встречались глухие пластинки, покрытые изображениями, выполненными в технике живописной эмали, открытой Жаном Тутэном и получившей распространение с тридцатых годов XVII века. Интересные экземпляры часов с эмалевыми личинками находятся в музейном собрании. Это английские часы с изображением дамы, написанной в тонах, характерных для работ французских эмальеров, и голландские часы мастера А. Петри с прекрасно исполненной композицией «Сусанна и старцы». К началу XVIII столетия французские расписные эмали были известны во всей Западной Европе, и английские часовщики помещали механизмы своих изделий в корпуса, заказанные у французских эмальеров. Украшая изделия, художники-эмальеры расписывали их своими собственными композициями или воспроизводили работы других живописцев.
В первой четверти XVIII века Франция уступает положение лидера в производстве живописных эмалей Швейцарии. О работе швейцарских эмальеров того периода можно судить по изделиям мастера Ханхарта, поверхность которых заполнена прекрасно написанными сюжетами из античной мифологии.
Но не только живописные эмали украшали часы в XVIII столетии. Одним из важных компонентов их декоративного оформления были драгоценные камни. Так, циферблат часов английского мастера П. Парквота почти сплошь усыпан бриллиантами, сверкающими на фоне синей эмали. Драгоценные камни помещены и на футляре, изготовленном из хрусталя.
В тридцатых годах XVIII столетия во всех видах искусства, и в прикладном в частности, господствовал стиль рококо. Богатство фантазии ювелиров этого причудливого стиля проявилось прежде всего в необычайном многообразии используемых материалов. Часы делали из золота, серебра, перламутра, полудрагоценных камней. На их поверхности чеканили прихотливые орнаменты, основным элементом которых был завиток в виде раковины. Часы стали подлинным украшением костюма. С тридцатых годов их носили на специальной цепочке - шатлене, состоявшей из нескольких широких звеньев. С помощью крючка шатлен прикрепляли к поясу одежды. Часовой футляр и шатлен исполняли из одного и того же материала и украшали одинаковым орнаментом. Из зеленого камня гелиотропа выполнены цепочка и футляр часов неизвестного английского мастера. Из гелиотропа в стиле рококо изготовлены также изящные часы-табакерка работы лондонского часовщика Теллиапа."
Из книги "Старинные часы XVI-XIX вв. из собрания Московского Кремля"