Реформа часа
Желание Петра I войти в единое хронологическое поле с Европой привело к еще одному важному новшеству в области счета времени — «реформе часа».
Прежде, по сложившейся на Руси традиции, темное и светлое время суток отсчитывали по отдельности. День начинался от восхода солнца, и начало дневных часов вели, соответственно, от него, а ночь «отмеряли» от захода солнца. Причем в зависимости от времени года количество дневных и ночных часов в сутках менялось. Самый длинный день в году и самая долгая ночь (соответственно, летом и зимой) длились по 17 часов. Вот почему циферблат часов, некогда располагавшихся на башне Московского Кремля, а также на башнях дворцов, имел 17 делений.
В 1661 году иностранец Август Мейерберг поручил своему художнику зарисовать циферблат часов на Спасской башне Кремля. Он был украшен изображениями звезд, солнца и луны. Стрелка в виде солнечного луча показывала час на вращающемся круге, то есть текущее время. Как же эти часы работали?
Вращалась не сама часовая стрелка, а циферблат. Особенность заключалась еще и в том, что 17 часов (делений) обозначали старославянскими буквами («указными словами»), которые употребляли вместо арабских цифр. А между ними находились «получасовые звезды». В начале дня и в начале ночи (во время восхода и заката) «часоводец» вручную «водил часы», то есть переставлял их с дневного режима на ночной и, соответственно, обратно. То есть на восходе солнца он устанавливал циферблат часов в начало, на первый час дня, то есть на букву «а», которая соответствовала цифре «1». Часы показывали или время дня, или время ночи.
При Петре Россия в начале XVIII века перешла на европейскую хронометрию суток. Трое новых часов с 12‑часовыми циферблатами и с курантами по заказу Петра I привезли из Голландии. Новые часы были установлены на Спасской башне Кремля. Поистине историческим стал день 9 декабря 1706 года: в 9 часов утра москвичи впервые услышали 9 ударов часового боя, а в полдень — еще и мелодию курантов. Прежняя 17‑часовая система отсчета часов постепенно уходила в прошлое.
В петровское время россияне познакомились и с минутной стрелкой, хотя на механических европейских часах она появилась еще в XVII столетии.
Важное изменение заключалось в возникновении новых точек отсчета суточного времени: полдень и полночь. Они стали хронологическими границами вместо прежних восхода и заката солнца. Этой системой мы пользуемся и поныне.
Соответственно, по‑новому стали указывать время. Например, запись о том, что судьи Канцелярии от строений закончили совещаться «в два часа пополуночи», означала — в два часа ночи (такое позднее заседание было связано с разрушениями, которые принес шторм в Петергофе в 1731 году). Выражение «9 часов пополуночи» в соответствии с новыми правилами означало 9 часов утра (то есть 9 часов после полуночи).
Вообще в обществе стали больше осознавать ценность времени. В петровской России по сравнению с московским царствованием ускорился сам ритм жизни, в особенности городской. Государь вообще не любил промедлений. Однажды Петр I выразился образно и точно, в свойственной ему манере: «Время подобно железу горячему, которое ежели остынет, неудобно к кованию будет».