Французские бронзовые часы XVIII-XIX вв.
Французские маятниковые часы XVIII-начала XIX веков необходимо рассматривать не только с точки зрения их функции в качестве приборов времени, но и как бронзовые скульптуры, переплетенные с искусством и культурной историей прикладного искусства того периода. Знаменитые скульпторы, такие как Фальконе, Кусту и Клодион, создавали для этих часов модели, обладающие всеми признаками изобразительного искусства.
Корпуса часов являлись не просто украшениями часового механизма, а, скорее, небольшими скульптурами со своей собственной иконографией, которая интерпретируется в соответствии с европейской традицией. Большинство часов отсылают к мифам и сюжетам, которые сегодня нам не очень хорошо известны, однако люди XVIII-начала XIX веков были с ними прекрасно знакомы. Эти истории по-прежнему заслуживают внимания и интересны в наше время.
С самого зарождения человечества мифы помогали нам объяснять мир, структурировать его, анализировать и укреплять наше понимание. Мифы – это занимательное оружие против хаоса и многообразия мироздания, которое трудно понять интеллектуально. Мифы повествуют о любви, войне и вере, о героях и богах, о жертвоприношениях и победе добра. Они рассказывают о человеческих чувствах и вызывают у слушателя симпатию или антипатию. Как и рассказчик мифа, слушатель становится частью этой истории. Знание мифологической подоплеки темы было важным фактором при выборе определенного мотива.
У каждых часов есть своя тематика, которая создает определенное настроение и была выбрана для достижения определенной цели. Несмотря на разнообразие тем, контекст феномена "время" является связующим звеном между ними всеми. Иногда очень очевидный – например, когда крылатый бог времени Хронос тянет часы за собой, – а иногда очень косвенный, например, когда молодая девушка плачет над мертвой птицей и оплакивает необратимость прошлого. В этих часах символическое представление и функция сливаются в совершенное единство. Часы – замечательные предметы: они показывают время, но также они являются свидетелями своего времени и символизируют множество аспектов феномена времени.
Огромное количество сюжетов можно сгруппировать в четыре основные категории, которые также являются названиями следующих глав:
1) Представление античных богов и героев, в основном используемых в эпоху французского классицизма и неоклассицизма в стиле ампир при Людовике XIV.
2) Тема Амура и Венеры, которая особенно сильно связана со временем и тщеславием.
3) Сюжет о «благородном дикаре» повествует об увлечении экзотическими местами и желании там побывать, которые так характерны для того периода. Соответственно, часы конца 18 века полны африканцев, индийцев и экзотических животных.
4) Часы с жанровыми сценами. Они максимально удалены от времени и запечатлевают жизнь в определенный момент – как вневременное время.
В экспозиции Музея представлена великолепная подборка французских часов в художественных корпусах из позолоченной бронзы из собрания антикварного салона "Серебряный ряд"