График работы:
С 10-00 до 21-00 ежедневно без выходных
Музей Времени и Часов
г. Москва, ул. Русаковская, д. 1
График работы:
С 10-00 до 21-00 ежедневно без выходных
Info@watchmuseum.ru

Корабельные часы

Аудио сопровождение
Аудио файл

        В течение многих лет, начиная с XVII века, главными часами на корабле являлся хронометр. Это крупные эталонные часы в специальном корпусе, защищающем механизм от внешних воздействий, и с большим запасом хода, обычно в несколько дней. Такие часы называются Морским Хронометром, и их функция – не только показывать точное время, но и служить инструментом для определения местоположение корабля в море. Показания хронометра выставляются на берегу перед началом плавания и показываемое им время совпадает с Гринвичским. Для определения текущей долготы в море во время плавания ровно в астрономический полдень снимают показания с хронометра и по разнице между временем хронометра и 12:00 определяют текущую долготу. Астрономический полдень определяется по минимальной длине солнечной тени, отбрасываемой вертикальной палкой высотой около полутора метров.

       А еще до изобретения радио с помощью морских хронометров между странами и континентами перевозилось точное время.

         Морской хронометр обычно хранился в каюте капитана или штурмана корабля вне общего доступа. Там же хранили и палубные часы, которые использовались для переноски точного времени на палубу судна во время проведения штурманом астрономических измерений. Палубные часы также были весьма точными, но обладали меньшим запасом хода и были размером чуть больше обычных карманных часов. В жилых и рабочих помещениях корабля размещались настенные каютные часы, а также их различные специальные модификации, например, с 24-часовой разметкой или часы для радиорубки – со специальной разметкой периодов радиомолчания.

    В царское время морские часы для российского флота приобретались за рубежом или у хронометристов Пулковской обсерватории и отечественных торговых домов – официальных поставщиков флота, которые собирали часы из иностранных комплектующих и проводили финальную настройку. Импортные закупки продолжались вплоть до середины 1930-х, когда 1-й Госчасзавод освоил узлы спуска для механизмов каютных часов, а их серийный выпуск начал 2-й часовой завод. В начале 1940 г. на 1-м ГЧЗ начато производство советских копий швейцарских хронометров и палубных часов, после войны конструкция хронометра была изменена на модифицированную копию немецкого хронометра. В таком виде морской хронометр и палубные часы часовой завод «Полёт» изготавливал вплоть до своего закрытия в начале 2000-х, сегодня их выпуск в Москве продолжает фирма «6МХ». Несмотря на повсеместное использование спутниковой навигации по сей день в резервных целях каждый корабль должен иметь на борту морской хронометр.

         В экспозиции Музея можно увидеть морские хронометры и палубные часы XIX-XXI вв., каютные часы разных лет и производителей, а также специальные часы для морских радистов.