Напольные и настенные часы русских мастеров XIX в.
Часовое производство, организованное на уровне городских ремесленных мастерских, зарождается в России во второй половине XVIII в. По сравнению со странами Западной Европы это достаточно поздно. Подобных мастерских существовало немного, поскольку для их обустройства необходима соответствующая материально-техническая база - специальные станки, инструмент, материал. Проще было использовать заграничные готовые детали часовых механизмов, собирать их, оправлять в корпуса. Для такого рода деятельности также требовалась квалификация часовщика, механика. Позже, в XIX веке мастерские по сборке часов из привозных деталей встраивались в структуру торговых домов. По данным исследователя истории часового производства В.Л. Ченакала, в XVIII в. в России работало около 90 часовых мастерских. Они сформировались в крупных городах с обширным рынком и развитым производством, таких, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Рязань, Тула, Сестрорецк и т.д.
Ценные данные о деятельности русских часовщиков можно почерпнуть в материалах Всероссийских мануфактурных и промышленных выставок 1829 - 1899 гг., где фигурируют в качестве экспонентов и некоторые из указанных персон. Почти на всех выставках были представлены работы российских механиков и часовщиков. Так, московский мастер Василий Волков принимал участие в художественно-промышленной выставке в Москве в 1843 году, где представлял трое настенных часов. Он держал часовую мастерскую, где делались не только настенные часы. Прослеживаются московские часовые династии - Носовых, Толстых. Наиболее известными часовыми мастерами в это время были Иван Толстой, Николай Носов, Степан Терповец. Московские часовщики были на острие научных разработок в области хронометрии. Например, мастера И.Толстой и Н.Носов разработали часовой ход (т. н. двойной ход), нашедший применение в странах Западной Европы намного позднее. Уже на первой всероссийской мануфактурной выставке 1829 года Иван Носов представил часы с «усовершенствованным двойным колесом», а на выставке 1861 года его сын Николай Носов экспонировал часы с «двойным ходом». Москва являлась производственным, торговым и научным центром в часовом деле, но производство, преимущественно организованное на уровне ремесленных мастерских, было технически крайне отсталым.
Наряду с часовщиками Пулковской обсерватории можно отметить еще несколько ведущих петербургских часовых мастеров XIX века - Э. Де-ла-Порта, И. Гейде, К. Ионсона, Л. Винтера, Н. Прейса, О. Лопиталя. Помимо часовых производств Москвы и Петербурга, можно отметить астраханскую мастерскую Якова Васильевича Суворкина с сыновьями. В Екатеринбурге мастер А.В. Ацелович изготавливал настенные часы, в селе Иваново (сейчас - Иваново-Вознесенск) И. Хорин еще в 30-х годах XIX столетия делал напольные часы в стиле английских в корпусе из красного дерева, некоторые из них имели сложные механизмы - бой, музыкальные программы. Третья столица России - Нижний Новгород в XIX веке был славен не только своей ярмаркой. Нижегородская губерния известна своими металлообрабатывающими производствами - в селе Павлово и других селах Горбатовского уезда. В самом Горбатове действовала часовая мастерская Ф.П. Чиненкова, где делались в небольших количествах настольные часы с будильником и «вечным» календарем, с двухнедельным заводом, настенные часы с недельным заводом и круглые настенные часы с двухнедельным заводом.
Во второй половине XIX века изготовление часов в ремесленных мастерских с примитивным оборудованием было делом невыгодным, поэтому деятельность многих мастерских сворачивалась.
В экспозиции Музея представлены настенные и напольные часы мастеров братьев Носовых и Н.Толстого из Москвы, И.Рубинзона и Н.Воронцова из Санкт-Петербурга, Л.Жестовского из Нового Екатеринослава, Н.Милованова из Тулы и другие интереснейшие часы русской работы.