Настольные часы XIX-XX вв. в индустриальном стиле
Первые модели индустриальных часов были разработаны французскими мастерами второй половины XIX века. Они выполнены на высоком техническом и художественном уровне и демонстрируют искусность механиков, художников и дизайнеров. В оформлении многих моделей присутствуют архитектурные элементы: балюстрады, арки, колонны, придающие предметам дополнительный декоративный эффект. Эта черта соотносима с оформлением первых индустриальных машин, при создании которых заимствовались эталоны красоты из архитектуры: «…форма принципиально новых технических средств складывалась под влиянием их семантической связи с теми объектами, которые они заменили или к функции которых они были близки».
Ранние машины с паровыми двигателями были громоздкими. Небольшие скорости способствовали восприятию даже движущихся машин как неких архитектурных объектов. Часы изготовлены из различных материалов — бронзы, латуни, меди, мрамора, стали, отличаются тонкой моделировкой и проработкой, с использованием техник литья, золочения, серебрения и патинирования, которыми виртуозно владели французские мастера. Все модели технически выверены и в точности повторяют конструкции оригинальных машин и устройств.
Из книги О.Н. Мельниковой «Часы в индустриальном стиле».
«Необычные по оформлению часы на индустриальную и морскую темы стали ярким явлением в области декоративно-прикладного и часового искусства в конце XIX — начале XX века. Многие музеи и частные коллекционеры все больше проявляют интерес к таким произведениям. На выставке французских часов XVIII–XIX веков из собрания Государственного исторического музея и частных коллекций, проходившей в Историческом музее в 2012 году, внимание посетителей было приковано в том числе к необычным образцам, отличавшимся фантазийными конструкциями и подвижностью деталей.
К моделям в индустриальном стиле в первую очередь относятся часы в виде различных машин и устройств, поразивших воображение обывателя XIX века, — паровой машины, парового молота, паровоза, дирижабля, автомобиля, велосипеда и других технических новшеств. Необычные по форме и основным конструктивным элементам, памятники часового искусства воплотили достижения, составившие основу промышленной (индустриальной) революции, которая началась в последней трети ХVIII века в Великобритании, в текстильном производстве, а в ХIX веке захватила другие страны.
Промышленный переворот означал переход от мануфактурного производства к машинному со всеми социальными последствиями этих изменений. Процесс ломки феодальных отношений был длительным, более века, и охватил многие регионы — от Северной Америки до России. Часто промышленный переворот связывают с буржуазной революцией, открывшей путь реформам. Как известно, первыми странами, где произошли буржуазные революции, были Нидерланды и Великобритания, последнюю стали называть «мастерской мира».
Великая французская революция 1789 года также оказала большое влияние на развитие науки и техники: научно-технические мероприятия якобинского конвента ускорили начало промышленного переворота во Франции. Этому способствовали усилия французских ученых: военного инженера Лазаря Карно (1753–1823), специалиста по металлургии и химии Жан-Анри Гассенфраца (1755–1827), математика Шарль-Жильбера Ромма (1750–1795), инициатора введения паровых машин во Франции Жака Константина Перье (1742–1818) и других. Но по ряду причин, прежде всего политического характера, ускорение машинной индустриализации в стране произошло только после революции 1848–1849 годов. Столь подробное описание положения дел во Франции оправдано тем, что большинство часов необычного дизайна было произведено именно в этой стране, именно здесь впервые проявились многие научно-технические новшества. Тому пример школа в пригороде Парижа, Медоне, в которой в конце XVIII века проводились опыты по использованию оптического телеграфа Клода Шаппа (1763–1805) и воздушных шаров (воздухоплавание также зародилось во Франции).
В последней трети XIX века на путь промышленного производства встали США, обогнавшие Великобританию по выплавке чугуна и стали, Германия, Италия и Япония, набравшая темпы экономического роста после буржуазной революции Мэйдзи (1868–1869). В России промышленная революция началась в первой половине XIX века и в основном завершилась в 1870–1880-е годы.
Девятнадцатый век — время бурного развития техники, промышленного производства и появления новых машин — сопровождался ростом производительности труда и экономическим подъемом. Движение, ритм новой жизни в условиях промышленного переворота и технического изобретательства нашли своеобразное проявление в искусстве. Тема индустриализации получила отображение в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, музыкальных и поэтических творениях конца XIX — начала XX века и определенным образом повлияла на изобразительный язык классических видов искусства. Мы можем это видеть на примере работ английского художника Уильяма Белла Скотта (1811–1890) и русского живописца Павла Худоярова (1802–1860).
Механические переносные часы, эти измерительные приборы времени, сочетающие в себе искусство художников, дизайнеров, механиков, часовщиков и ставшие неотъемлемой частью интерьера еще в XVI веке, призваны были демонстрировать новые веяния эпохи. Индустриальные часы (или часы в индустриальном стиле) стали своего рода признанием ценности технических и научных изобретений, стимулировавших материальный прогресс и знаменовавших становление техногенной цивилизации. Часы в индустриальном стиле открыли новую страницу в истории часового производства, пошатнув главенство классических стилей в оформлении приборов времени.»
В экспозиции Музея представлены настольные (каминные) часы в индустриальном стиле конца XIX-начала XX вв. из собрания антикварного салона "Серебряный ряд".